Saint-Juste > Рубрикатор | Поддержать проект |
Аннотация
Бомбей и Карачи, разделённые лишь 800 километрами, всегда были городами-близнецами. Их объединяет общность населения и истории. Но середина 1940-х стала историческим моментом, когда их связь оказалась особенно тесной.
18 февраля 1946 года, когда матросы Королевского индийского флота в школе сигнальщиков «Тальвар» в Бомбейской верфи в знак протеста против расизма и плохого питания подняли восстание, оно распространилось молниеносно, отозвавшись беспорядками в Бомбее и других портовых городах. Особенно сильны были волнения в Карачи, где матросы захватили корабль «Хиндустан» и морские установки флота на острове Манора к югу от Карачи.
Мятеж военных моряков длился лишь четыре дня, но его быстротечность не помешала сопровождавшим его событиям стать частью большой истории. С течением времени он был признан одним из звеньев в той же цепи событий, что и движение «Вон из Индии!» [1], героизм Индийской национальной армии (ИНА) [2], рабочие забастовки, крестьянские выступления — и все те события 1940-х, которые не оставили британцам иного выбора, кроме признания независимости.
В начале 1946 года, через несколько месяцев после окончания Второй мировой войны, поднялась волна гнева и нетерпения. Горожане повсюду сталкивались с продолжением лишений военных лет — дефицитом и карточной системой, а кое-где солдаты, ждавшие возвращения домой, втягивались в новые конфликты. Кроме забытой войны в Бирме, ещё свежи были битвы в Индонезии, где правительство Голландии ожидало, что Юго-Восточное Азиатское командование (состоящее из британских, индийских, а в некоторых случаях, и капитулировавших японских солдат), восстановит порядок. Кроме того, французское колониальное правительство вело войну во Вьетнаме.
В январе 1946 года первыми восстали лётчики Королевского воздушного флота, хотя и в основном мирно, чтобы выплеснуть свой гнев по поводу медленной демобилизации и продолжающихся войн в Юго-Восточной Азии. Пилоты, как и мятежные моряки месяцем позже, захватили сигнальное оборудование, чтобы сообщить о своём поступке другим служащим. Из Карачи недовольство распространилось на такие базы, как Канпур (крупнейшая база Королевского воздушного флота в Южной Азии) и даже в Сингапур.
Позже следствие пыталось доказать, что забастовка была частью «ещё более крупного коммунистического заговора, бушующего от Ближнего до Дальнего Востока», но в тот момент британцы пошли навстречу требованиям пилотов. Встревоженный мятежом вице-король, лорд Арчибальд Уэвелл провозгласил зловещее предупреждение о недовольных солдатах и их дальнейшей ненужности.
Между тем, в Индии разразились бунты против суда над офицерами Индийской национальной армии в Красном форте. Литература и отчёты ИНА в это время имели хождение в подразделениях, в этом и состояла измена. Молодой рядовой военно-морского флота Б.Ч. Датт, служивший в сигнальной учебной береговой части «Тальвар», получил документы ИНА от друга, который служил в Юго-Восточной Азии. Примерно в это время Датт начал писать на кораблях и стенах верфи лозунги, популярные тогда повсюду: «Вон из Индии!» и «Джай Хинд!».
Бомбейская верфь в то время восстанавливалась после взрыва форта Стикин в апреле 1945 года. Что касается Королевского индийского флота, то он в ходе войны 1939—1945 годов вырос в размерах, но несколько бессистемно. Кроме прибавления многочисленных траулеров и фрегатов, были призваны тысячи людей в качестве рядовых (большинству из которых было чуть больше двадцати лет) и офицеров.
Временная отставка и тюремное заключение Б.Ч. Датта после обнаружения инкриминируемых материалов совпали с протестами некоторых рядовых по поводу плохого питания на «Касл барракс» в Бомбее. 18 февраля первым знаком к восстанию был спуск военно-морского флага и поднятие вместо него флагов Конгресса, Мусульманской лиги и коммунистов. Между тем, рядовые использовали сигнальное оборудование на борту корабля, чтобы связаться с другими судами и товарищами в других портах. Причины недовольства были связаны не только с плохим питанием или грубостью начальства, но включали в себя и более обширные проблемы, связанные с требованиями справедливой оплаты труда и вывода войск из Индонезии и Египта.
Уже через несколько часов на улицах Бомбея вблизи порта шли демонстрации, а рядовые на борту других кораблей тренировались в ружейной стрельбе по береговой линии. На следующий день рабочие в городе тоже начали бастовать. Ещё через два дня восстание распространилось на 70 кораблей вокруг баз и охватило более 20 000 рядовых. Национальные лидеры, такие, как Ганди, Джинна и Валлабхаи Патель были шокированы и призвали к ненасилию, а Патель позже вступил в переговоры с центральным стачечным комитетом. Однако местные бомбейские лидеры — Аруна Асаф Али, Тара Редди, Ачьют Патвардхан — выразили поддержку восстанию. Также поддержка пришла со стороны малоизвестной левой партии под названием «Партия большевиков-ленинистов Индии».
Власти отреагировали очень быстро. Глава военно-морского флота, адмирал Джон. Х. Годфри (позже его помощник Ян Флеминг будет писать с него М., персонажа романов о Бонде) отдал приказ истребителям облетать бухту на малой высоте, а вскоре из Тринкомали на Цейлоне был вызван превосходящий в силах военно-морской флот.
Наиболее серьёзное влияние эти события оказали на Карачи, в особенности на судно «Хиндустан», которое участвовало в боевых действиях в Рангуне. Когда распространилось известие о бомбейском восстании, рядовые с прибрежных баз «Бахадур», «Хималая» и «Чамак» направились в Карачи. Когда командующий ими офицер объявил город запретной зоной, рядовые реквизировали моторные баркасы, стоявшие на якоре у берега, отправились к «Хиндустану» и захватили его арсенал. Среди этих рядовых был Ананд Бакши, подающий надежды поэт, который десятилетием позже прославился как автор текстов песен бомбейской киноиндустрии. Бакши был одним из уволенных позже рядовых. Однако ему повезло. По крайней мере шесть рядовых были убиты, когда британский батальон открыл огонь по кораблю, после того как полк белуджей отказался это делать. На следующий день Карачи был охвачен общей забастовкой.
23 февраля, после того, как стачечный комитет встретился с Сардаром Пателем, восстание окончилось. Хотя комитет был не рад его ответу, им обещали, что их не будут преследовать. Были и другие слухи. Как утверждал Мадан Сингх, лидер восстания, британские войска подкрепления были готовы применить тактику «выжженной земли»: «железные ворота» рядом с администрацией «были объединены в систему» и в случае угрозы «нажатие рубильника» взорвало бы город.
Рядовые были отданы под трибунал, очевидно, потому, что британцы не хотели повторения судебных процессов по делу ИНА. Более 500 рядовых были интернированы в Мулунде (пригород Бомбея) и в Малиаре (в Карачи). Они были уволены, а позже отосланы по домам. В 1973 году индийское правительство признало некоторых из них борцами за свободу и присудило им пенсию, однако продолжает игнорировать требования о пенсии 70 других доживших до наших дней рядовых из Кералы. В конце 1990-х годов два военно-морских буксира были названы в честь Мадана Сингха и Б.Ч. Датта. А в 2001 году память о восстании была увековечена статуей в Колабе, созданной бомбейским скульптором Нилкантхом Кхандвилькаром.
Несмотря на всеобщую амнезию по поводу восстания, оно всё же послужило вдохновением для творчества. Салил Чоудхури, в то время член Ассоциации народных театров Индии, написал в июле 1946 года песню, повествующую о народном подъёме тех времён.
25 сентября 1965 года Утпал Датт, который написал пьесу «Каллол» («Шум волн») на тему восстания, был арестован согласно «Акту о защите Индии». Он провёл в тюрьме несколько месяцев. Но до ноября того же года пьесу продолжали ставить три вечера в неделю в калькуттском театре «Минерва». Её хвалили за достоверность декораций — военный корабль на сцене был сконструирован мастером-кукольником Сурешем Даттой. В 2005 году её поставили снова, по иронии судьбы, как буффонаду на прибрежной сцене на реке Хугли.
В романе Салмана Рушди 1995 года «Прощальный вздох Мавра» рассказчик, Мораиш Зогойби, или Мавр, говорит о своей матери, художнице Ауроре, которая рисовала забастовщиков и город в том месяце 1946 года:
«В феврале 1946 года, когда Бомбей, эта сверхэпическая, полная движения кинокартина за одну ночь была превращена в стоп-кадр грандиозной забастовкой военных моряков и портовых служб, когда не отчаливали суда, не выплавлялась сталь, на ткацких фабриках замерли челноки, на киностудиях прекратились и съемка, и монтаж, — в эти дни Аурора, которой шел двадцать второй год, носилась по парализованному городу в своем ревущем занавешенном “бьюике”, направляла шофера Ханумана в самую гущу захватывающего действа или, точнее, великого бездействия, покидала машину у ворот фабрик и судоремонтных заводов, углублялась в одиночку в трущобы Дхарави, смело шла мимо питейных заведений Дхоби Талао и пылающих неоном злачных мест Фолкленд-роуд, вооруженная лишь складной деревянной табуреткой и этюдником. Разложив то и другое, она принималась запечатлевать историю угольным карандашом» [3].
Аурора не подписала свои рисунки, а нарисовала в углу каждого маленькую ящерицу, и они были выставлены как рисунки «Чипкали» («ящерицы»). Она нарисовала «тревожное возбуждение» моряков-забастовщиков, «жующих орешки на причале Аполло Бандер» «с ребяческой гордостью» и «беззащитное высокомерие английских офицеров, словно выброшенных на берег крушением и чувствующих, что власть отхлынула от них, как бурлящая вода».
16 февраля 2016
Комментарии
[1] Движение «Вон из Индии!» (Quit India Movement) — кампания гражданского неповиновения, начало которой было положено речью М.К. Ганди 8 августа 1942 года в Бомбее, содержащей требование к британским властям о немедленном предоставлении независимости. В течение суток после произнесения речи все лидеры Индийского национального конгресса были арестованы. Движение, таким образом, вышло из-под контроля партии и вовсе не ограничилось рамками ненасильственного сопротивления. Произошли сотни нападений на полицейские участки, десятки поджогов правительственных зданий, взрывы, были перерезаны тысячи линий телеграфных проводов. В подавлении движения участвовало 57 батальонов британских войск, а в Западной Бенгалии волнения, подогревавшиеся военным налогом и реквизициями риса, продолжались, пока не были задушены голодом 1943 года.
[2] Об Индийской национальной армии см. подробнее: Шастико П.Н., Выхухолев В.В. «Тальвар» поднимает флаг
[3] Перевод Л. Мотылёва (Рушди С. Прощальный взгляд Мавра. СПб., 1995).
Опубликовано на языке оригинала в интернете по адресу:
Перевод с английского и комментарии Дарьи Новосёловой